Барановское муниципальное образование
Вольский район Саратовской области

История

В 1556 году Большая Ногайская орда, кочевавшая в степном Заволжье, признала свою независимость от Москвы. Уже в те годы у устья Верхней Малыковки образовалось небольшое поселение, куда кочевники сгоняли скот пред продажей в правобережье Волги. Слово «мак» означает «стоянка», «стойбище», «загон для скота». Место, богатое кормами, укрытое лесами в устье небольших речек было очень подходящим, и кочевники дали названия небольшим селам, образовавшимся здесь: Алай, Балтай, Донгуз, Карабулак, Багай и др.

На неболыной речке Багая, левом притоке Терешки, привольно раскинулось село Багай- Барановка. Впервые о Багае упоминается в 1693 году в Межевой книге отвода земель Чудову монастырю. Старожилы рассказывают, что где-то в 1690-1700 годах пришла группа крестьян с оскудевших земель и несказанно обрадовалась, увидев реку, луга, леса- все было девственно и нетронуто рукой человека. Один крестьянин воскликнул то ли от радости, то ли от удивления: «Ба, гай!» ( в простонародье гай- лес). Так и пошло с тех пор название Багай.

Вторичный отвод земель был произведен симбирским и корсунским, казакам, которые основали в 1695-1697 годах Малыковку (Вольск) и Терсу. Вскоре к ним приселились крестьяне Новоспасского монастыря. В 1711 году эти земли крестьяне были пожалованы сподвижнику Петра 1 А.Д. Меньшикову, а в 1728 году после конфискации имущества Меньшикова здесь была образована Малыковская дворцовая волость с населенными пунктами: Малыковка, Терса, Рыбное, Белогородня, Юловая Маза. В перечисленных населенных пунктах находились также крестьяне Новоспасского монастыря. Все села, за исключением Юловой Мазы, располагались на берегу Волги.

Пространство между Волгой и Терешкой, покрытое девственными лесами, степью с множеством болот и озер было необитаемо. Только в третьей четверти 18 столетия дворцовое ведомство переводит сюда из своих сел крестьян и основывает ряд населенных пунктов.

На правой стороне речки Багай возникает дворцовая деревня Багай. Крестьяне были переселены сюда из сел Белогородни, Лопастейки. Одновременно возникают дворцовые деревни: Ключи, Кряжим, Нижняя Чернавка, Верхняя Чернавка.

В 1766 году против деревни Багай, на левой стороне речки, поселяются экономические крестьяне, возникает новый населенный пункт; к нему приселяются крестьяне из мордовских сел, Пензенского уезда Барановки и Печеура. На рукописной карте Вольского уезда 1783г. этот населенный пункт показан селом с церковью. Население достигало 333 души мужского пола.

В конце 18 века идет усиленное закрепощение : раздается огромное количество земель и крестьян помещикам. «Всемилостивейшей» были пожалованы 100 душ крестьян мужского пола с участком земли деревни Багая статскому советнику Леонтию Ивановичу Мясницкому. Таки образом на речке Багае в самом конце 18 века существует три основных сословия крестьян крепостнической России: экономические, дворцовые и помещичьи. В 1795 году в селе Барановка 169 дворов, в деревне Багай-82 двора.

В 1793году крестьянам были намежеваны земли из расчета 15 десятин на ревизскую мужскую душу. Крестьяне села Барановки владели землей в общей даче всей Воскресенской волости. Удельные крестьяне деревни Багай и крестьяне барина Мясницкого имели общее землевладение. Процент расположенной земли был невысоким: большинство земли находилось под целиной, покрытой степной растительностью и кустарниками. В поймах рек произрастал лес, на равнинах было много всякой птицы, в том числе тетеревов, глухарей, дроф, гусей и даже лебедей, в лесах обитали лоси, волки, медведи, и другие звери.

Задавленные нуждой и произволом помещичьего строя, крестьяне иногда оказывали сопротивление вплоть до вооруженной борьбы. Так, в середине второй половины 18 века возникла крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, охватившая Урал и Поволжье. В публикациях крестьянской войны упоминается Багай и Барановка.

В 1859 году в Барановке уже 200 дворов в которых проживает 1767 душ обоего пола. Действует православная церковь и 4 мельницы. В Багае 53 двора и 835 душ обоего пола.

При «освобождении» от крепостной зависимости лучшие земли были отрезаны владельцам, худшие -крестьянам за кабальный выкуп. Так, с удельных крестьян деревни Багая с каждого душевого надела установлена плата по 7 руб. 30 коп. ежегодно в течение 49 лет. Это сразу же привело к большой задолженности, для погашения которой у крестьян принудительно продавалось имущество. Крестьяне взбунтовались против таких чрезвычайных мер: отказались от платы и посевов озимого и ярового хлеба. Седьмого июня 1868 года из Саратова в Багай прибыл начальник губернии князь Щербатов и 160 вооруженных солдат Гурийского полка. Крестьян подвергли жестокому наказанию розгами, и принуди платить выкуп.

В Барановке школа была открыта за общественный счет на 34 ученика только в 1872 году. Почти 10 лет потребовалось, чтобы школа частично перешла на бюджет земства и называлась она в разное время, то земской, то церковно-приходской. Земская больница была открыта в деревне Багай в 1880 году, к ней было приписано 55 селений находящихся на расстоянии от 3-х до 40 км..

Местность села Барановки в давние времена была весьма опасна для путешественников. Предание говорит, что на так называемой Осыпанной горе, находящейся в 7 верстах от села Барановки, был притон разбойников с атаманом во главе.

Первые поселенцы села Барановки явились сюда во 2-й четверти XVIII столетия; они были выходцы мордва из села Пичеур, Хвалынского уезда, в русские из села Барановки того же уезда. Русские сначала поселились в 6 верстах от настоящей Барановки, на «Журавлинском участке», где в 1882 г. основалась Ново-Александровская колония из латышей, пришедших из Курляндии (Журавлинский участок казенный, находится при р. Багае. Латышей поселилось здесь 104 душ м. п. В использование им отведено три с подомной десятины земли на душу, выкупа они обязаны платить по 3 р. 61 к. с души в течении двенадцати дет), а мордва поселилась на месте нынешней Барановки. Но вскоре потом русские напали на мордву и силой заставили се выселиться из Барановки, так как участок, занятый мордвой, был гораздо лучше, чем тот, который они прежде заняли. Это столкновение русских с мордвой известно под именем «побоища». Таким образом, мордва исчезла отсюда, кроме нескольких семейства, в настоящее время совсем обрусевших. Переселившись сюда, барановцы перенесли с собой из старого прихода и свою старую церковь. Число первых выходцев Барановских, по преданию, было не более 200 душ. Все они были крестьяне экономического ведомства.

Гораздо позднее, в том же XVIII столетии, на правом берегу р. Багая, против села Барановки основалось другое небольшое селение, состоявшее из крестьян удельных, часть которых была обращена потом в крепостное состояние. Эти крепостные принадлежали помещику Матвею Матвеевичу Матвееву, который в 30-х годах текущего столетия отпустил их на волю за известную плату. С этого времени они стали называться вольными хлебопашцами. Оставшиеся после смерти помещика Матвеева 20 тыс. рублей, по ею завещанию, переданы Владимирской женской общине при г. Вольске. Этот Матвеев, названный крестьянами по тучности его корпуса Брюхановым, служил в Павловском волку в Гатчине, и, по выходе в отставку в офицерском чине, получил от Императора Павла в дар тех крестьян, о которых мы сказали.

После своего основания, новые селения Барановка и Багай долго не составляли одного прихода. Деревня Багай до 40-х годов приходом принадлежала к Мордовскому ключу, отстоящему от Барановки в 8 верст. В прошедшем столетии, в начале и в половине нынешнего столетия Барановский приход состоял из Барановки собственно и деревень Булгаковки и Паршиной или Паршевки. Булгаковка отстоит от с. Барановки в 15 верст., а Паршевка в 7. Жители этих деревень состояли из крестьян экономических и частью (в Булгаковке) из однодворцев и крестьян ясачных. Булгаковка отошла от Барановки в 1828 г. по случаю построения в ней отдельной церкви, а Паршевка в 50 г. причислена к церкви с. Ершовки. В этом соединенном приходе в 1808 г. (что видно из местной духовной росписи), жителей было м. п. 588., ж. 557 (Позднее: в 1847 г. жителей было: в Барановке м. п. 756, ж. 803, двор. 259; в дер. Багае м. п. 507 ж. 627, дворов 148; в Паршевке м. п. 228, ж. 242, двор. 60). Все они были православные, в церковь ходили и исполняли все ее таинства и обряды. Раскольников совсем не было.

Ныне Барановский приход состоит из с. Барановки и деревни Багая.

Село Барановка отстоит от своего местного города Вольска в 30 вер., от ближайших сел: Куриловки в 3 вер. и Белого Ключа в 5 вер. Лежит оно в небольшой впадине, между двумя речками Терешкою и Багаем. Местность, лежащая кругом этой впадины, несколько возвышается и принимает волнообразное направление. Речка Багай, разделяя село на две половины, течет здесь дугообразно, в средине села образуя полуостров, засаженный высокими, крупными ветлами, и впадает в р. Терешку, которая отстоит от села в одной версте. Речка эта берет начало в 15 вер. от Барановки, на Белогроднинской возвышенности, где образуется из источников, вытекающих из горы, называемой, по случаю растущего здесь ивняка, «ивовым кустом» и протекает по долине с несколько возвышенными берегами, в некоторых местах покрытыми густым лесом, состоящем из ветлы и елхи. В трех верстах от верховья речки Багая. лежит на ней деревня Плетневка.

В полуверсте от Барановки на реке Терешке, лежит заведение бывшего Барановского хлебопашца Кочеганова, некогда богатое, но ныне пришедшее в совершенный упадок, по случаю ссылки его владельца в Сибирь на поселение. Это заведение состояло из двух водяных мельниц, крупчатки и размольной, имевших до пятнадцати поставов, с удобными службами, прекрасным домом и обширным вновь разводимым садом. Заведение это находилось в залоге в обществе взаимного кредита, которое им и заведовало до 1883 г. В этом году оно продано Вольскому купцу Михаилу Сергеевичу Мельникову за 13000 руб.

С. Барановка, расположенное на речке Багае и близ р. Терешки, состоит из с. Барановки и деревни Багая. Село Барановка лежит по левую сторону р. Багая, деревня же Багай расположена по другую сторону ее. Как Барановка, так и деревня Багай, состоят из нескольких, весьма длинных порядков, с просторными светлыми избами, покрытыми большею частью тесом. Между избами этого типа встречаются, впрочем, и такие, которые, по своей ветхости и миниатюрности, по своим старым соломенным крышам и полуразвалившимся заборам, производят неприятное впечатление. Сообразно с дугообразным, извилистым течением речки Багая, и Барановка со своей деревней имеет точно такое же направление. Внутри села по Багаю идут крестьянские огороды, на которых разводят капусту, огурцы и проч. овощи. Посредине села, на берегу р. Багая, против полуострова, образуемого этою речкою, стоит высокая деревянная церковь. С внешней стороны Барановка окружена гумнами, хлебными амбарами и ветряными мельницами. Мельниц ветряных насчитывают здесь более двадцати, а гумна наполнены множеством хлебных одоньев, стогов сена и соломы.

Население Барановки состоит из 1589 душ м. п. и 1723 душ ж. В числе их бывших казенных крестьян в с. Барановке 937 д. м. п. и 1029 ж.; в деревне Багае вышедших из удела 379 д. м. п. и 373 ж., свободных хлебопашцев 234 д. м. п. и 256 ж. Дворов всех находится здесь 536. Общественной Барановской земли приходится на ревизскую душу у казенных крестьян 6 д., у хлебопашцев 8 д., у бывших удельных – 12. У первых двух обществ есть по своему собственному участку леса, у бывших удельных лес удельного ведомства. В числе арендных статей барановские крестьяне имеют две гостиницы и четыре питейных дома. В деле занятия хозяйством барановцы народ старательный. Кроме полевого хозяйства, они занимаются извозом хлеба с мукомольных мельниц. Живут они вообще зажиточно, избы свои содержать чисто, одеваются опрятно, особенно женщины.

В 30-х годах текущего столетия, в народе Барановском поселился раскол, который вначале был малочислен. С 60-х годов он быстро стал развиваться, а в 70-х годах уже глубоко заразил почти всю Барановку, вследствие чего население ее крайне грубо и невежественно.

Раскол, живущий здесь, имеет печальное влияние на барановскую семью. Раздор, происходящий от борьбы сектантских партий, поселяет здесь пагубную вражду в семействах между главами семейства и домочадцами. Последствием этих раздоров бывают частые семейные разделы, бракоразводные дела и крайне угнетенное состояние женщины. Положение ее в Барановке, по случаю сектантства, тяжелое, безвыходное. Часто случается, что муж, сошедшись свободно со своею женою, оставляет ее совсем, даже с детьми, женившись на другой по обряду сектантскому. И раскол в этом случае, чаще всего, обвиняет жену, так как она де не сумела привлечь к себе мужа. В каком положении должны быть дети всякому понятно. Большинство из них положительно вымирает.

Раскол Барановский разделяется на спасовщину, поповство и беглопоповство. Из этих трех сект самая многочисленная спасовская. Она разделяется на три толка: на чистое спасово согласие, на самокрещенцев и нетовщину. Последователи спасова согласия крестят своих младенцев и венчаются в церкви. Крещение православное они, впрочем, переделывают по-своему. Причем они делают по семи земных поклонов, а восприемники их отрекаются от «никонианской ереси», т. е. православия. Других таинств и обрядов от православной церкви они не принимают. Второй толк спасовщины – самокрещенцы. Эти говорят, что антихрист со времен патриарха Никона разогнал истинное священство, которое скрывается теперь в темных местах, а потому ради нужды, за неимением истинного священства, они могут крестить сами. Впрочем, из числа их не все берутся за эти дела, а некоторые опытные старики. Третий толк – нетовцы. Они говорят, что со времен патриарха Никона, антихрист уничтожил церковь и таинства. В подтверждение своего мнения нетовцы приводят слова Ипполита: «тело и кровь Христова в те дни (т. е. антихристовы) не имать явитися». Заменой же истинного крещения или символом вступления в мир истинных Христовых последователей служит у них не водное, а так называемое сухое крещение. Отец или мать слагает у новорожденного младенца двуперстие и делает на младенце крестное знамение, а присутствующий тут кум возлагает на него крест. Об антихристе нетовцы говорят, что он уже царствует в мире духовно. По другим толкам, его ожидают в образе чувственном. Погребение у спасовцев, умирающих, вообще без напутствования св. тайнами, совершается без всякого обряда, с одними прощальными поклонами родственников, обычно возглашающих: «Бог тебя простит, прости Христа ради» или «спаси тебя милостивый Господи». Вторая секта в Барановке, значительно меньшая – поморское согласие. Последователи этой секты резко отличаются от других сект своим отделением в самой молитве, одежде, пищи и питии, в месте сна, даже в выборе могилы. Для молитвы у них есть своя молельная изба, в которой они собираются, и здесь, под руководством своего настоятеля, или «большака», отправляют часы, вечерню и заутреню, исключая из этих служб все священное, даже апостол и евангелие. Возглас перед началом службы у них произносится так: «за молитв св. отец наших», т. е. поморских и проч. Чтение и пение совершается у них большею частью девицами. Поют очи гнусливым, неприятным голосом. Одежду носят траурного цвета, мужчины – вроде короткого полукафтана без складок, женщины – вроде узкого сарафана с позеленелыми медными, впереди вдоль стана, пуговицами. При одежде этой сухость и бесцветность их лиц, тусклый взгляд глаз, выглядывающих исподлобья, с недоверчивостью, придают им весьма мрачный отпечаток. В пище и питие поморцы не сообщаются с другими, имеют свою отдельную посуду, из опасения оскверниться с «никонианами» и сектантами не их согласия. Для могил они выбирают себе место вне церковного погоста, между своими. В свое согласие поморцы принимают последователей других сект через перекрещивание, которое совершается у них накануне крещения, или в великий четверток, в холодной речной воле, или в прорубях. Нередко случается, что люди, вступающие в поморское согласие, особенно старики, от перекрещивания в холодной воде простужаются, заболевают, а иногда совсем окоченевают в воде и вынимаются мертвыми. Но эти случаи смертности поморцев нисколько не смущают. Они говорят тогда, что через перекрещивание, убивая тело, они спасают дуплу, и умершие от их крещения отходят к Богу в качестве невинных младенцев. Кроме перекрещивания, которое у поморцев считается таинством, настоятели их, или большаки, присваивают себе право, исповедовать последователей своего согласия. Кроме этих двух таинств поморцы других не принимают. Они же благословляют так называемые у поморцев сводные браки, весьма вредные по своим последствиям для семейной жизни, по их непродолжительности. В обществе поморец нелюдим. Из строгой, суровой замкнутости он не выходит, не допускает даже и своих домашних до обычной веселости при каком-нибудь радостном случае. Суровость поморского общежития, перекрещивание даже умерших и их сводные браки отталкивают других сектантов, которые, можно сказать, их ненавидят. Зато спасовцы, особенно молодые люди, при пустоте их религиозных верований, живут весьма распущенно. что они называют «мирщеньем», т. е. жизнью заодно с миром, дозволяя себе всякие вольности и непозволительные деяния, в надежде на спасову милость, которая, по их убеждению, непременно спасет их, хотя бы они что ни делали, и как бы ни грешили. Отсюда выражение: «не согрешишь – не покаешься, не  покаешься – не спасешься!». И только под конец жизни масонские старики и старухи разобщаются с миром, желая спасаться уединенно, по примеру пустынников. Последователей беглопоповской секты в Барановке несколько семейств. Этой секты держатся содержатели мукомольных мельниц, купцы и мещане, с некоторою частью барановских крестьян.

Первая церковь села Барановки, как мы сказали выше, перенесена из старого прихода вместе с переселением сюда барановских крестьян в 1740 году. Этой церкви в настоящее время не существует. Вместо ее в 1860 г. построена новая, с одним престолом во имя Архистратига Михаила. Эта церковь деревянная, на каменном фундаменте, двуглавая, холодная. Внутренним своим видом она производит приятное впечатление. Но это впечатление умаляется от постановки на боковых стенах ее весьма старых, неблаголепных, полинявших образов. Письмо на некоторых из них грешит против исторической правды. Например, Илия-пророк написан с крестом, преподающим христианское благословение. Все эти иконы взяты, по желанию прихожан, из старой церкви.

Для противодействия местному расколу в Барановке открыто Саратовским братством Св. Креста миссионерство в 1866 году. Для этой цели имеется здесь противо-раскольническая окружная сельская библиотека. Лучшим миссионером был здесь священник М. Н. Васильев, которому давались от братства Св. Креста помощники, окончившие курс Сар. духовной семинарии, Голубев и Сергиевский, а также являлись на помощь против раскола местные крестьяне Бородин и Додонов. Все эти лица ревностно вели противораскольнические беседы и многих из раскола привлекли в лоно православной церкви. Много также беседовал с раскольниками, бывший после Васильева священник, А. В. Архангельский. Со времени учреждения в Барановке миссионерства в 1866 г. открыто было здесь церковно-приходское училище, которое помещалось в церковной сторожке. Учителями в нем были миссионеры, учеников набиралось ежегодно до 30. Это училище существовало до 1882 года. В этом году открыто здесь земское училище, перешедшее в 1887 году в ведение духовенства. Учеников бывает ежегодно 30-35.

Историко-статистическое описание селений Вольского уезда, Саратовской губернии.

А.А. Лунин. 1890 г.

1911 год. в Барановскую волость входили:

Село Барановка

Деревня Золотой-Выселок (Бекетовка)

Деревня Елховка (Архангельское-Куриловка)

Село Белый Ключ

Село Куриловка (Архангельское)

Деревня Багай

Поселок Рязанский

П. Ново-Ивановский 2-й

П. Ново-Ивановский 3-й

Поселок Ново-Шиханский

Поселок Николаевский

Поселок Александровский

До 1929-1930 года в Багай-Барановке осуществляли ТОЗы (товарищеские объединения по обработке земли), а в 1930 году были образованы сельхозартели им. Ворошилова в Багае и «Новая жизнь» в Барановке.

В годы войны в селе базировались авиационные полки, одним из которых был 106-й авиационный  молодежный полк.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie